Когда Пинхас Рутенберг провел электричество и впервые зажег свет на улице Алленби в Тель-Авиве в 1923 году, его несла по улицам восторженная толпа, приветствовавшая достижение Рутенберга. Об этом пишет в своей статье в The Jerusalem Post историк и член Палаты лордов парламента Великобритании Лесли Тернберг.
Всего этого он добился благодаря своим настойчивости, инициативности и дерзости, убедив британское мандатное правительство предоставить ему концессию вопреки серьезной оппозиции в парламенте по этому вопросу.
В нем определенно было что-то демоническое, и его бэкграунд русского революционера и убийцы не способствовал его делу. Он ведь планировал убийство Ленина и Троцкого, прежде чем сбежать в Палестину в 1919 году, и в Великобритании ему никто никаких рекомендаций не давал.
Однако, характеризовавшийся современниками как «смесь парового катка и вихря», он все-таки сумел убедить Уинстона Черчилля и первого верховного комиссара Палестины Герберта Сэмюэля, что он серьезный инженер-гидравлик и его планы по созданию электростанции на Иордане сделают засушливые и заброшенные земли перспективными для великого сельскохозяйственного и промышленного развития. И они согласились.
Черчилль, будучи министром колоний, протолкнул этот проект через сопротивлявшийся парламент.
В результате к 1930-м годам Палестина была почти полностью электрифицирована генераторами Рутенберга.
Значительная доля развития подмандатной Палестины зависела от его инноваций. Он начал свою жизнь как социалист-революционер, а стал успешным предпринимателем, направив свою энергию на новые предприятия.
В 1934 году он основал компанию Palestine Airways, выполнявшую регулярные рейсы между Тель-Авивом, Хайфой и Бейрутом. После Второй мировой войны его авиакомпания составила основу для El Al.
Рутенберг дважды брал на себя руководство ишувом, когда евреи Палестины теряли веру в сионистскую организацию Вейцмана. Времена были тяжелыми: арабы становились все более враждебными, а британское правительство теряло терпение. Он усердно работал с королем Иордании Абдаллахом и другими арабскими лидерами, чтобы достичь какого-то соглашения. Но ему это не удалось, как не удались и попытки убедить правительство выделить более крупные гранты на развитие страны.
Характер лидера, не терпящего возражений, резкого и склонного к спорам, не помог Рутенбергу в его политической карьере. Бен-Гурион считал его «политически наивным» и основные достижения свершившим отнюдь не в сфере политики.
«Он был “Неразумный человек”: так называется моя книга о нем. Название это апеллирует к фразе Джорджа Бернарда Шоу в пьесе “Человек и сверхчеловек”: “Разумный человек приспосабливается к миру. Неразумный упорствует в попытках приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит от неразумного человека”», — отмечал Лесли Тернберг.
Рутенберг умер в 1942 году. Он не дожил ни до создания еврейского государства, ни до разрушения его электростанции в Нахараиме иорданцами в 1948 году.
В своем завещании он предупреждал, чтобы ни одна улица, город или деревня не носили его имя и никакие панегирики не читались в его честь, когда он будет похоронен среди рабочих на горе Сион. Возможно, именно эти пожелания привели к тому, что в истории им несколько пренебрегли.
О нем было написано всего две книги, одна на русском языке , другая на иврите. Изданы они не так давно. На английском книги пока что не было.
«Когда я писал о нем книгу, я все время думал, что он заслуживает лучшего», — заключает Лесли Тернберг.
Когда Пинхас Рутенберг провел электричество и впервые зажег свет на улице Алленби в Тель-Авиве в 1923 году, его несла по улицам восторженная толпа, приветствовавшая достижение Рутенберга. Об этом пишет в своей статье в The Jerusalem Post историк и член Палаты лордов парламента Великобритании Лесли Тернберг. Обложка КНИГИ ЛЕСЛИ ТЕРНБЕРГА «Неразумный человек» Courtesy, Leslie Turnberg. Фото НОВОСТИ ИЗРАИЛЯ NEWSisra.comRead More